Как Андрея Мартынова на роль Васкова утверждали
Приступая к съемкам фильма «А зори здесь тихие» режиссер Станислав Ростоцкий на роль старшины Васкова решил попробовать молодого артиста столичного Театра юного зрителя Андрея Мартынова. Несмотря на то, что в своем театре он был всего лишь на подхвате — играл роли каких-то медведей и чудищ, — Ростоцкий сумел разглядеть в нем незаурядные данные артиста, которому под силу сыграть именно тот образ Васкова, который присутствовал в повести: крепкого русского мужика с вологодским говором, из которого крестьянская суть перла чуть ли не из каждой поры.
Однако сам Мартынов в свои возможности почему-то не верил. Пробу свою он запорол: руки у него тогда висели плетьми, глаза были перепуганные. Но Ростоцкий был человеком упертым. Чтобы заставить Мартынова поверить в свои силы, он решил пойти на хитрость.
Взяв двухнедельную паузу, он каждый вечер стал репетировать с ним отдельные сцены перед камерой. И лишь несколько человек знали, что в последней нет пленки. Вскоре актер так освоился, что перестал замечать камеру. Руки у него сразу ожили, глаза заблестели, грудь стала колесом.
Одну из этих проб и показали худсовету. Вердикт был однозначный: «Вот это уже то, что надо!» А Ростоцкий засмеялся: «Да это же тот самый актер, которого вы недавно забраковали!»
Источник — Федор Раззаков «Наше любимое кино о войне» (Москва. Эксмо. 2005. стр. 368)