Жак Тати

thumb8 Жак Тати 9.10.1909 — 4.11.1982

Актер, режиссер, сценарист, продюсер.

«Жак Тати (Татищев, 1907-1982) считается едва ли не последним великим комиком мирового кино. Как любой комик эпохи звукового кино, он бесконечно одинок, и это одиночество накладывает на все, что происходит на экране, угрюмый оттенок. Как любой великий комик, он мизантроп, но, в отличие от иных своих коллег, подводит под эту мизантропию социальную базу. Тати — «реакционер», ретроград, ему ненавистны рационализм и динамика индустриального общества, современная архитектура и автомобили, офисы и аэропорты, заводы и телевидение. Его утопия, его потерянный рай — старый, полудеревенский Париж, где, как в «Моем дяде», дворник целый день намеревается вымести кучу мусора, да только степенные беседы с соседом не оставляют ему на это времени.» Михаил Трофименков.

«…этот исключительный комический творец не имеет себе равных в комическом кинематографе».
Вуди Ален

Биография:

Жак Тати (сокращение от Титищев) родился 9 октября 1908. Его отец был русским, мать — француженкой. «У меня, — говорил Тати, — один дед русский, одна бабка француженка, один дед голландец, одна бабка итальянка». Русский дед, генерал Дмитрий Татищев, был царским послом в Париже. Голландский дед был изготовителем рамок и другом Ван Гога, но отказывался покупать у него картины…

Отец Жака Тати тоже был изготовителем рамок на улице Кастеллан в Париже. После окончания лицея в Сен-Жермен, Жак помогает отцу в его ремесле и готовится к поступлению в Национальную школу Искусств и ремесел. Прошел военную службу в Сен-Жермене, в казарме на площади Руаяль (16-й драгунский полк).

Жак очень любил спорт. Он играл в футбол и теннис, боксировал, ездил верхом. Когда он еще помогал отцу в мастерской, он проходил профессиональную стажировку в Англии, он открыл для себя регби. Во Франции он играл в первой подгруппе регбистов в Рэйсинг-Клубе. «После игры я, чтобы развлечь товарищей, показывал им пантомимические номера, имитируя игроков, арбитра и зрителей».

Первое выступление Тати на публике состоялось во время смотра Рэйсинг-клуба (1931). Прием был такой, что это открыло перед Тати новые горизонты. «Я вступил на долгий и тяжкий путь артиста мюзик-холла, разъезжая из города в город, переходя от театра в цирк, из цирка — в кабаре».

Два года он безуспешно пытался пробиться на парижскую сцену, и только в 1933 он дебютировал в кабаре Луи Лепле, где изображал метрдотеля. Но по-настоящему его дебютом можно считать его спортивные пантомимы, которые он показал в «Рице» в 1934 году на празднике в честь парохода «Нормандия». Затем Тати переходит в театр Мишеля.

От пантомимы до кино — один шаг. Первая короткометражка, где он играл, «Требуется здоровяк» /On demande un brute/ (1934), оказалась полным провалом, вторая «Веселое воскресенье» /Gai dimanche/ (1935) была принята менее холодно. Затем последовали другие короткометражки: с 1932-1938 он снял «Тренируй левую» /Soigne ton gauche/ (1936), «Оскар, чемпион по теннису» /Oscar, champion de tennis/ (1932) (незаконченная) и «Возвращение к земле» /Retour a la terre/ (1938). По всеобщему признанию, лучшей из них оказалась «Тренируй левую».

При этом Тати продолжал работать в мюзик-холле, как во Франции, так и за границей. В 1939 году он собирался на гастроли в Америку, но был мобилизован в армию.

Солдата ростом в метр восемьдесят одеть трудно. Однажды в июле 1940 в Камбри был арестован подозрительный сержант, на котором хотя и была французская пилотка, но все остальное носило следы подозрительной эклектики: плащ английский, обмотки из полос бельгийского одеяла, солдатские башмаки итальянские. Легенда гласит, что Тати чуть не расстреляли, отчего у него ранняя седина.

После демобилизации он уезжает жить в провинцию Эндр, где ему и приходит идея фильма, получившего окончательное название «Праздничного дня» /Jour de fete/ (1949).

В 1944 году он женится на Мишлин Винтер, у них появляются двое детей, Софии и Пьер.

После войны он играет маленькие роли в «Сильвии и привидении» /Sylvie et le Fantome/ (1945) и в «Дьяволе во плоти» /Diable au corps, Le/ (1946).

В 1947 Рене Клеман хотел снять «Школу почтальонов» /Ecole des facteurs, L’/ (1947), но заболел, и тогда решили заменить его сценаристом и главным исполнителем. Тати считает этот фильм своим первым кинематографическим дебютом, говоря, что раньше он недостаточно понимал кино. Но короткометражные фильмы были не рентабельны, поэтому, в связи с хорошим приемом этого фильма, решили превратить его в полнометражный. Так появился «Пра

Похожие записи:


© 2011 Великие комики. Все права защищены.