Мак Сеннет

thumb1 Мак Сеннет 17.01.1880 года — 05.11.1960 года   США (usa)

Некоторые глубокомысленные остряки утверждали, что Мак Сеннет заразился бациллой кинематографа на одной из профсоюзных вечеринок: профсоюзный босс заставил его крутить ручку проекционного аппарата.

В 28 лет Мак Сеннет оказался на киностудии «Байограф». Таскал декорации, бегал с поручениями, помогал оператору, снимался в эпизодах у Д.У. Гриффита. Часто после работы он «случайно» встречал Гриффита у ворот студии и 23 квартала провожал его до дома. Дорожные беседы с мастером — вот и все «университеты» будущего отца американской комедии (парадоксально, но, став постановщиком, Сеннет не воспользовался НИ ОДНОЙ из находок своего учителя).

До 1914 г. в мире царили французские комические фильмы. Мак Сеннет посчитал такое положение несправедливым и, открыв в 1912году собственную фирму «Кистоун филмз», занялся выпуском исключительно комедийных короткометражек. 23 сентября 1912 г., день выпуска первой из комедий «Кистоун» — «Коэн в Кони-Айленд», является исторической для кино датой. Как актер Сеннет подражал Максу Линдеру, как режиссер примкнул к французской школе, но в своей фирме он был скорее художественным руководителем, вдохновителем, чем режиссером. При этом он создал совершенно неповторимый индивидуальный стиль. «Максеннетовские комедии» — причудливые поэмы, где, как в коктейле, было намешано все: клоуны, купальщицы, автомобиль, собачка, кувшин с молоком, небо, море и какое-нибудь взрывчатое вещество постоянно сменялись одно другим. Каждая комбинация вызывала восхищение и смех. «Максеннетовские комедии» — экспромт-фантазии: искусство и поэзия рождались в них не в процессе длительного обдумывания, а внезапно, как неожиданная острая шутка. В труппе Сеннета царили импровизация, свобода, веселье и молодость — качества, которые и сегодня еще составляют неподражаемое очарование старых фильмов «Кистоун».

«Кистоун филмз» помещалась в четырехэтажной квадратной башне. На первом этаже располагался кабинет босса: в огромной комнате стояли только стол, кожаное кресло и здоровенная медная плевательница; к кабинету примыкала самая большая ванна в Голливуде — восемь футов в длину, шесть в ширину, пять глубиной (Сеннет утверждал, что ему лучше думается в ванне). Служащие занимали второй этаж; бухгалтеры — третий. На самом верху помещались сценаристы. Обстановка у них была самая спартанская: сплошные окна, жесткие стулья и лавки, на которых уснуть просто невозможно.

Сценаристы приходили в девять утра, взбирались на верхотуру, спускались в двенадцать, поднимались в час, спускались в шесть. Мак Сеннет испытывал к ним постоянное недоверие: в течение дня он несколько раз проскальзывал вверх по лестнице в одних носках проверить, работают ли его писатели. «Работать» для него означало сидеть и сосредоточенно думать. Если он заставал кого-то спящим или читающим газету, указывал на дверь и говорил: «Вон!» Однако сценаристы изобрели способ не быть им пойманными: с помощью главного плотника студии нарастили на полдюйма одну из ступеней лестницы на полпути к сценарному отделу. Это срабатывало превосходно. Как бы бесшумно ни крался Сеннет по лестнице, он неизбежно сбивал себе большой палец на высокой ступеньке, и его громкое чертыхание будило сценаристов. Когда же Сеннет все-таки обнаружил «ловушку», он хохотал так, что стекла дрожали. Таков был король комедии.

Студия Сеннета, казалось, была воплощением хаоса и произвола в самом методе работы. Многие сравнивали порядки на этом предприятии с сумасшедшим домом. К примеру, у студии было соглашение с пожарными командами города, которые (конечно, не даром) сообщали о начавшемся пожаре. Тут же спешно выезжала машина со съемочной группой, по пути выдумывались сенсационные сцены, которые и снимались на фоне пожара. Сеннет «изобрел» глупых кистоунских полицейских и аппетитных купальщиц. Купальные костюмы и ночные одеяния этих герлс были шедеврами смехотворно «дурного» вкуса.

Если в споре с Сеннетом о какой-нибудь сцене собеседник начинал брать верх, хозяин студии указывал на вывеску на воротах и спрашивал: «Чье имя здесь стоит?» Ему почтительно отвечали: «Ваше, мистер Сеннет». И больше спорить было не о чем. Крупнейший режиссер американского кино 30-х Фрэнк Капра начинал у Сеннета сценаристом. Однажды он предложил гэг — одно колесо у двуколки ходит туда-сюда на оси и каждый раз чуть не отваливается. Сеннет сказал: «Не смешно». Но Капра сделал вещь, абсолютно запрещенную, — по секрету поделился своими соображениями с режиссером картины. Режиссеру выдумка понравилась, и он снял этот гэг. Когда Сеннет увидел его на очередном просмотре готовой продукции, он взорвался. Призвал Капру и, тыча ему в грудь своими громадными пальцами котельщика, отчеканил: «По-вашему, это смешно? Я докажу вам, что нет. Я возьму вас на просмотр со ЗРИТЕЛЯМИ».

На просмотре зрители, глядя на шутку с колесом, ревели и держались за бока от смеха. Капра раздумывал, какую бы попросить надбавку к жалованью. Но лицо Сеннета было багровым от ярости. «Чье имя стоит на воротах?» — заорал он. «Ваше, мистер Сеннет». — «Да, мое! Вы уволены!» Но быть уволенным не означало слишком большой беды, если хорошо знать Сеннета. Нужно было только в девять утра объявиться в своем самом старом костюме и прохаживаться мимо ворот студии с видом голодным и измученным. Сеннет исподтишка следил за провинившимся из окна. После трех дней такого «покаянного» пикетирования привратник говорил: «Мистер Сеннет интересуется, что случилось, почему вы не входите?». И счастливчик взлетал по лестнице, чтобы присоединиться к коллегам. Практически каждый служащий студии, начиная с привратника и до звезд вроде Чаплина, в то или иное время «увольнялся», потом «гулял у ворот», а затем возобновлял работу как ни в чем не бывало.

Каждый из актеров Мака Сеннета имел определенное амплуа: Роско Арбэкль — добродушный толстяк, вспыльчивый и неловкий; Мэйбл Норман — хорошенькая фантазерка, полная веселья, с несколько преувеличенными эмоциями, всегда готовая на любую шалость; Мак Суэйн — грубиян; Форд Стерлинг — одержимый…

Чаплин за год работы в фирме «Кистоун» (пока звезду не «купила» фирма «Эссеней», предложив в 10 (!) раз большую оплату в неделю только за один фильм в месяц) нашел свою знаменитую маску: от фильма к фильму «рождался» костюм бродяги, его оригинальная походка, даже многие темы будущих чаплиновских шедевров. Великий Чаплин, не признававший никаких авторитетов и учителей, в своей биографии очень тепло отзывался о «Кистоуне». Не он один получил кинематографическое крещение в «максеннетовской купели», из нее вышли Китон, Ллойд, Ленгдон, Глория Свенсон… Практически все крупные актеры американского кино 20-х, 30-х и 40-х годов начинали у Мака Сеннета.

На студии Сеннета прозвали стариком, слегка подшучивали над ним, но никто и никогда не считал его глупцом. «Король Мак — это народ. Над тем, что смешно ему, будут смеяться миллионы». Гэгмены как-то позвонили Сеннету и в шутку сказали, что, по слухам, любимец Сеннета косоглазый актер Тюрпин собирается пойти к доктору и избавиться от косоглазия. Старик заревел, как раненый бизон, и пригрозил, что перестреляет всех докторов в Голливуде. Однако дело кончилось забавной короткометражкой: Тюрпин идет к докторам лечиться от косоглазия, а все доктора в городе оказываются косыми.

В 1912 г. на студию пришла семнадцатилетняя красавица Мейбл Норман, вскоре ставшая ведущей актрисой. Ее многолетний роман с Сеннетом так и не закончился свадьбой. Для Мейбл это стало драмой. Позже разразилось два крупных скандала, в которых была замешана актриса. При загадочных обстоятельствах был убит режиссер У.Д. Тейлор, чье имя связывали с именем Мейбл. Еще через два года ее новый друг, миллионер Кортленд Дайне, был найден в своем доме мертвым, у его трупа задержали шофера Мейбл с револьвером в руке, принадлежавшем ей. С карьерой актрисы было покончено, она больше не смогла найти работу, а в 1930 г. умерла от туберкулеза. Разрыв с Мейбл Норман оказался для Короля Комедии не единственным жизненным испытанием. В 1929 г. в дни «великого краха» Сеннет, крупно игравший на бирже, потерял несколько миллионов долларов.

Однако кое-что Сеннет сохранил. В том числе и особняк, где он жил, вероятно, не нуждаясь. Говорят, что ежегодно 17 января он собирал у себя всех без исключения деятелей «Кистоуна» — от актеров до бутафоров. Угощение было на славу, хозяин искренне хохотал, вспоминая с соратниками минувшие дни.

Умер Мак Сеннет 5 ноября I960 года.

Дэвид Уорк Гриффит (создатель монументальных супербоевиков и мелодрам), Томас Гарпер Инс («отец вестерна») и, конечно же, «отец американской КОМИЧЕСКОЙ» Мак Сеннет на долгие годы сделали Америку ведущей кинематографической державой мира.
Как известно, Коко Шанель: Великая Королева Моды. Но какова ее личная жизнь, ее мечты? Хотите узнать о ней больше? Заходите и читайте – больше вы нигде не найдете такой полной подборки о ее жизни!

Похожие записи:


© 2011 Великие комики. Все права защищены.