Ильинский Игорь Владимирович

thumb5 Ильинский Игорь Владимирович 24.07.1901, Москва — 13.01.1987, Москва

Актер, режиссер, сценарист.

Народный артист СССР (1949)
Герой Соц. Труда (1974)
Лауреат Ленинской премии (1980, за работы в театре и кино)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 — за участие в фильме «Волга-Волга», 1942 и 1951 — за театральные работы)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1961), ордена Ленина (1967, 1971), ордена Дружбы народов (1981)

Начало творческой деятельности

Начиналось всё с театра. Ещё гимназистом Ильинский бегал на спектакли Художественного и Малого театров. Когда исполнилось шестнадцать лет, он поступил учиться в студию Комиссаржевской. Шел семнадцатый год, решалась судьба страны, решалась и судьба молодого Ильинского. Уже через пол года он дебютировал на профессиональной сцене в театре имени Комиссаржевской, которым руководил отец прославленной актрисы Ф. Комиссаржевский.

Первая театральная роль И.В.Ильинского — Старик в спектакле «Лисистрата» Аристофана. Уже в те годы Ильинский заявил о себе, как о комическом актере. Он играл Селима в спектакле «Похищение из гарема», Антонио в «Женитьбе Фигаро» и др.

Страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование. Возможно, поэтому в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов. Он выступал в оперетте, в кабаре «Летучая мышь» (что, несомненно, окажет влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии Художественного театра…

Театр Мейерхольда

В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление. Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра.

В театре Мейерхольда он проработал более десяти лет. Участвовал в спектакле «Зори» Верхарна (фермер Гислен), «Великодушный рогоносец» Кроммелинка (Брюно), «Свадьба Кречинского» (Расплюев) и др. Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (играл Тихона в пьесе «Гроза» А.Островского), 1-й Студии МХАТа (Грумио в «Укрощении строптивой» В.Шекспира).

Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского. Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить, что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд называл по имени отчеству — Игорь Владимирович…

Первые роли в кино

Во второй половине двадцатых годов Ильинский начинает сниматься в кино, где ему также достаются яркие комедийные образы. В 1924 году Яков Протазанов снимает его в своей картине «Аэлита». А в следующем году к молодому актеру приходит первый большой успех. Он снимается в эксцентрической комедии всё того же Протазанова — «Закройщик из Торжка». Причем роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского.

В следующем, 26-м году, выходит аж три картины с участием Ильинского! Зритель влюбляется в Ильинского. Картины идут с большим успехом. В 20-е начале 30-х годов все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. При этом изменяется и герой актера. Теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.

Яркость образов граничит с цирковым размахом. То ли великий клоун, то ли великий акробат… «Я могу играть на крыше вагона, на радиаторе движущейся машины, на скачущей лошади, плавать в море», — писал актер. Многие гэги и трюки актёр придумывает сам. Талант Ильинского наконец раскрывается с неожиданной стороны. Он уже не только и не столько смешит зрителя, сколько заставляет его сочувствовать своему герою.

Творческий кризис

Но кино давало простор не только для кульбитов и многочисленных гэгов. Главным оружием Ильинского был крупный план. Незабываемые выражения лиц героев, гримасы, сменяемые с завидной быстротой. Или просто одна поднятая бровь — и уже смешно…

Но образы, сыгранные актёром в то время очень похожи между собой. В основном это смешные обыватели и прохиндеи. А актёр хочет большего. Это чувство неудовлетворённости сделанным свойственно большим художникам. И оно никогда не оставляло Ильинского. Наступает творческий кризис.

Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». После этого Ильинский уходит из театра Мейерхольда. Пять лет не снимается в кино.

Малый театр

Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов. В 1938 году поступает в любимый ещё с гимназических лет Малый театр. Один из старейших актёров едко замечает: «Теперь нам остаётся пригласить ещё и Карандаша!». Но Ильинский задержится в Малом театре почти на пятьдесят лет. То есть до самой смерти. Сыграет Хлестакова, Счастливцева и Шмагу в пьесах Островского, Загорецкого в «Горе от ума»… Будет сам ставить спектакли.

Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определенный творческий кризис, когда актеру казалось, он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.

Бывалов

Чрезвычайно плодотворный период в жизн]
]>

Похожие записи:


© 2011 Великие комики. Все права защищены.