Фернандель

Фернандель (Fernandel) — французский актёр — комик.
Настоящее имя — Фернан Жозеф Дезире Контанден (Fernand Joseph Desire Contandin).
Родился в Марселе 8-го мая 1903 года, в день святого Дезире, на бульваре Шав’72, в доме аптекаря.

Его отец, скромный служащий банка, свободное время посвящал выступлениям в концертном кафе под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Денис).
В пять лет Фернан дебютировал на сцене старого театра «Шав» (театр был рядом с домом) в мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангеля, в древних фарсах, сопровождая своего отца во всех турне, участвуя в массовых сценах в роли защитника Империи. Вместе с ним выступал его младший брат, с которым они составляли дуэт Фернан и Марсель.

Папа-Контанден мечтал видеть своего сына тем, кем так и не удалось стать ему самому: знаменитым во всей округе певцом. Когда Фернан учился в школе у него был пример для подражания — это был Полен. Первая встреча с Поленом стала для Фернана началом биографии. «Я стану комиком», — сказал он родителям, и с этой минуты квартира Контанденов стала репетиционным залом Фернанделя.

«Спустя два дня я знал на память весь репертуар моего идола. Не могу сказать, что я понимал при этом скрытый смысл и деликатные намеки его гривуазных куплетов». И Контанден-младший немедленно завоевывает популярность. «Школьник днем, комический гусар вечером — эта странная и чудесная жизнь приводила в восторг», — вспоминает Фернан.

Спустя три года парижская газета «Комедия» организовала грандиозный конкурс шансонье-любителей. Париж — это карьера, и по всей Франции шли отборочные соревнования — четверть и полуфиналы. Претендентов было более ста, Фернан оказался вторым. Ему было тогда двенадцать лет. Теперь «маленького Сине» (он пел под папиным псевдонимом) знали все вагоноважатые Марселя — на концерты он отправлялся на трамвае, и восторги кондукторов позволяли ему экономить на трамвайных билетах.
Его слава покинула бульвар Шав. «Я знаю, что славу обретают в Париже, но в Марселе зарабатывают популярность, а популярность — это слава без пиджака, с засученными рукавами».

Через год началась война. Отец ушел на фронт «…отныне мне нужно думать, как зарабатывать на жизнь». Началось всё с «Национального кредитного банка». Фернан стоял у директорского кабинета, докладывал о посетителях, передовая при этом визитные карточки. Подвела его первая в жизни сигарета, выкуренная на посту: в этот же день Фернана уволили, и первая зарплата оказалась выходным пособием.

Не более радостно закончилась и недолгая служба на мыловаренном заводе: хозяин уволил его за какое-то баловство, выдав на прощание шестьдесят франков и два пуда мыла, которые пришлись очень кстати на третьем году войны.

То же произошло и в «Марсельском кредитном обществе». Но это его не смущает: по вечерам он по-прежнему поет, а если нет концерта, добросовестно отправляется на вечерние курсы, чтобы пополнить свое образование.

Война закончилась, и домой вернулся, хотя и несколько уставшим папа-Контанден. Неподалеку от дома он открыл маленькую харчевню, и Фернан был призван на помощь. В результате первой и последней финансовой операции, задуманной и осуществленной самолично Фернаном, семейство едва не отправилось на каторгу. Папаше пришлось отказаться от услуг наследника.

«В результате я ощутил полное отвращение к коммерции и сидящим профессиям. И со смутным стремлением к искуплению решил попытать удачи в физическом труде». Фернан стал докером. Надо сказать, что грузчика из него так не вышло. И «когда я понял, что сахар убьет меня раньше, чем диабет, я сказал «прощай» ремеслу грузчика». Выбора не было: или труд физический или банки. Они меняются, как в калейдоскопе. Но Фернану уже семнадцать и он снова поёт по вечерам. А пока Фернан взрослеет, он подписывает свой первый профессиональный контракт — по «по сто десять франков в день» — с кабаре «Эльдорадо» в Ницце.

Ему девятнадцать лет, и эту дату он отметит в своей биографии красной строкой, ибо именно тогда Контанден-Сине превратился, наконец, в Фернанделя. «Я появился впервые на афише в «Эльдорадо» под именем Фернандель(«Voici le Fernand d’elles»), что означает «ее Фернан».

Ее — это Анриэтты Манс, сестры его бывшего коллеги по банку и будующего сценариста Жана Манса, чьи песенки и оперетты станут постоянным репертуаром Фернанделя на ближайшие сорок лет. Фернандель начинает странствовать по всей Франции. Два года он разъезжал по югу Франции, играя в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках. За Фернанделем в труппе было закреплено амплуа первого комика. Его физические данные и «лошадинная улыбка» выделяли Фернанделя на сцене.
Здесь можно упомянуть случай из жизни, рассказанный «Синемоду»: «Когда я пришел к будующему тестю, я очень хотел произвести на него благоприятное впечатление и все время улыбался, пока тесть не заорал: да закрой же ты рот, я хочу увидеть твое лицо».

В провинции он имел успех, и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. Но театру Фернандель решительно предпочел мюзик-холл. В двадцать два года Фернанделя призывают в армию, отбывая повинность в девяносто третьем горном артиллерийском полку, там он был писарем. Через какое-то время он добивается перевода в Марсель.

А Марсель — это дом, это Анриэтта, это недавно родившийся Жозетта. Былая популярность, приносит ему поблажки: возможность ночевать в не казарме, а в новой семейной квартире, на бульваре Жореса. Даже иногда выступать в концертах со своим испытанным репертуаром. Окончив военную службу, и не найдя общего языка с импрессарио, обременный семьей, Контанден вынужден идти служить на мыловаренный завод.

По вечерам Фернандель бродил в поисках любимой работы. «В книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле». Но случилось чудо… Случайно оказавшись в Марселе директор театра «Парамаунт» предлагает долгожданный контракт на многомесячное турне по всей Франции, включая заморские территории. Вернувшись из Касабланки, он обнаруживает дома письмо: парижский театр «Бобино» поднимает перед ним свой занавес. Теперь он живет в Париже, поет в «Бобино». 1938 год — всеобщая мобилизация. Война была недолгой и нелепой, её так и прозвали, почти официально, — «странная война».

Фернандель стал Фернаном Контанденом, рядовым 15-го эскадрона. Он поёт средневековые солдатские песенки в концертах на линии Мажино, в перерывах несет караульную службу, но улыбка часового собирает у поста такое количество зевак, что начальству приходится освободить новобранца от этих обязанностей.

Так что стрелять Фернанделю не пришлось. В кино же Фернандель первый раз снялся в 1930 году в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка» — «La Meilleure bobone». В 1931 году Марк Аллегре (Marc Allegret) предлагает ему роль «неопытного налетчика» в экранизации пьесы Саши Гитри (Sacha Guitry) «Белое и черное» — «Le Blanc et le noir». Фернандель очень много снимался. Более чем в 150!!! фильмах он сыграл.

Конечно большинство фильмов мало чем запоминаются. Фильм «Бальная записная книжка» ( реж. Жюльен Дювивье — Julien Duvivier) на Венецианском фестивале в 1937 году получил приз «лучший иностранный фильм». В 1942 году Фернандель выступает в совсем уже неожиданной роли — режиссера. Как это произошло, не может объяснить ни он сам, ни Карло Рим, объясняющий в своей книге все что угодно.

В итоге Фернандель снял три фильма: «Адемар и игрушка судьбы» — «Adhemar ou le jouet de la fatalite» (1951) «Адриен» — «Adrien» (1943) «Простак» — «Simplet» (1942) После последней своей военной картины, полицейской комедии «Тайна Сен-Валя» — «Le Mystere Saint-Val» (1943), Фернандлею пришлось читать о себе слова, которые ещё в 1939 году показались бы кощунственными: «Ему следует застрахавть свои клыки, ибо его талант находится в зависимости от малейшей зубной боли. Он орет и ржет от ужаса, словно кобыла в конюшне, охваченной пожаром». Означало это одно: доброе старое время, прерванное войной, уже не вернется. В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил серию из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившуйся на протяжении девятнадцати лет. В 1952 году Фернандель получил розетку Почетного легиона и медаль «За гражданские заслуги».

В это время он совершит турне по Европе, Америке и Канаде, завоюет ироническре прозвище «первого после французкой культуры», будет принят Папой Римским, станет обладателем — и не раз — премии Куртелена, высшей награды комика. Голос Фернанделя звучит во всех школах Франции. А герой его год от года становится всё печальнее, всё неуютнее. Не случайно в эти годы всё чаще появляются ремейки (повторения) его старых картин.

фернандель с жаном габеномВ 1963 году Фернандель на паях с Жаном Габеном создал собственную кинофирму «ГАФЕР» (GAFER — Gabin & Fernandel), целью которой был чисто коммерческий успех. Проходит время и на смену приходит новые актеры-комики: Бурвиль, Луи де Фюнес и т. д. Где-то в середине 60-х Фернандель собрался сняться ещё в фильмах десяти и пойти на заслуженный отдых.

26-го февраля 1971 года Фернанделя не стало, похоронен он в Париже. Фернандель был рыцарем Искусств и Писем.

Удостоен наград:

1949: Мировое Гран-При Смеха
1952: Гран-При итальянских критиков
1952: Виктория лучшего актера «Маленький мир Дона Камилло»
1953: Кавалер ордена Почетного легиона
1953: Chevalier du Merite et de la Courtoisie
1953: Гран-При Академии за диск «Письма моей мельницы»
1954: Медаль популярного актера в Бельгии
1957: Почетный гражданин города Cassino (Италия)
1960: Рыцарь Искусств и Писем
1960: Европейский Оскар за популярность
1964: Медаль Жорж Куртелин
1964: Медаль Ориндж
1964: Золотой Орфей за диск «Mam’zelle Nitouche»
1970: Гран-При французского кино

Похожие записи:


© 2011 Великие комики. Все права защищены.